Профилактика насилия

С 27 марта по 7 апреля 2023 года в нашем Детском саду № 10 проводится профилактическая акция «Дом без насилия»

15.03.2023

   Данная акция проводится в рамках выполнения Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2021-2025 годы (пункт 46).

   Это совместная акция Министерства внутренних дел, Министерства труда и социальной защиты, Министерства здравоохранения, Министерства образования.

   Цель: привлечения максимального количества заинтересованных в разрешении проблем, связанных с насилием в семье, разъяснение  нового законодательства, действующего в сфере профилактики домашнего насилия, принятие мер превентивного воздействия к гражданам, совершающим насилие в семье.

   Домашнее насилие является одной проблемой, которая существует во всех, без исключения, странах мира. Домашнее насилие — повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического оскорбления по отношению к своим близким с целью запугивания, контроля, чувства страха.

   В ситуации с насилием в семье один человек постоянно контролирует другого с применением силы, а это приводит к психологическим и/или физическим травмам. Еще одна особенность домашнего насилия, усугубляющая психологическую травму, заключается в том, что обидчик и пострадавший — близкие люди.

   Насилие в отношении детей не приемлемо, любое насилие можно предотвратить. Защита от насилия представляет собой второй по важности приоритет, сразу же после образования.

   Домашнее насилие не должно быть частью Вашей жизни!

   В период акции планируется проведение профилактических мероприятий с оказанием юридической, психологической и другой необходимой помощи, широкое информирование населения о предпринимаемых в стране мерах борьбы с насилием в семье.

   0зч10зч2зч0зчКаждому необходимо помнить, что насилие в семье можно остановить!

   Фраза «МИЛЫЕ БРАНЯТСЯ – ТОЛЬКО ТЕШАТСЯ? БЬЕТ – ЗНАЧИТ ЛЮБИТ!» давно уже забыта в современном обществе и Законом. Насилие в семье приводит к тяжким и  непоправимым последствиям.

   Насилие в любой форме проявления неприемлемо для общества. Помните: мир без насилия начинается в вашем доме! Сделаем его безопасным вместе!

   В Республике Беларусь определен огромный ряд государственных органов, которые окажут помощь в решении проблемы домашнего насилия.

   В первую очередь за оказанием помощи Вы вправе обратиться в ГОВД  по телефону 102.

  • телефон доверия МВД по вопросам домашнего насилия и жестокого обращения с детьми: 8–017–218–72–22

Помните безнаказанность — наиболее мощный фактор, провоцирующий и стимулирующий насилие. Вы не одиноки — есть люди, которые готовы оказать Вам помощь, поддержать и наказать обидчика.

 

свернуть

Телефоны первой необходимости

02.03.2023

Куда обращаться за помощью     

В настоящий момент в Республике Беларусь на основе международных документов создана достаточно масштабная система защиты прав и свобод ребенка, в том числе, от насилия и жестокого обращения. Такую деятельность ведут разные органы и учреждения: комиссии по делам несовершеннолетних, органы образования, опеки и попечительства, социальной защиты, здравоохранения, внутренних дел. Образовательные учреждения, помимо помощи в защите прав, оказывают психолого-педагогическую и социально-педагогическую помощь детям, пострадавшим от насилия.

Если ребенок столкнулся с насилием, необходимо обратиться к специалистам. Можно обратиться к психологу, работающему в детском саду, если же ребенок – школьник, стоит посетить социально-психологическую службу школы.

Сайт kids.pomogut.by

Онлайн-консультирование (информационная, психологическая, правовая поддерж­ка детям, пострадавшим от насилия в интернете, а также родителям и другим свидете­лям).

Telegram

  • Telegram-бот @plecho_druga_bot

Психологическая поддержка детей, пострадавших от насилия и свидетелей насилия, а также их родителей. Анонимно, конфиденциально, бесплатно.

  • Telegram-бот @kids_lawyer_bot

Бесплатное юридическое консульти­рование детей и родителей. Помощь оказывает Белорусская республиканская коллегия адвокатов.

  

Республиканский центр

психологической помощи:

 

Контактный номер телефона: 8–017–300–10–06,   8–017–300–23–21

Специалисты работают в том числе с учащимися, родителями и педагогами, оказавшимися в кризисных и затрудни­тельных жизненных ситуациях.

 

Номера телефонов для детей и членов их семей,

оказавшихся в ситуации сексуального насилия:

102

  • экстренный вызов милиции: 102
  • телефон доверия МВД по вопросам домашнего насилия и жестокого обращения с детьми: 8–017–218–72–22
  • приемная Национальной комиссии по правам ребенка:

г. Минск, ул. Кирова, 16, каб. №1

  • телефон доверия для детей и под­ростков (24/7, анонимно) 8–017–263–03–03

8-017-218-72-22

8-017-227-31-38

8-017-263-03-03

Правоохранительные органы

Если в отношении ребенка совершено

правонарушение или преступление,

обращайтесь в правоохранительные

органы по телефону: 102

свернуть

Как уберечь ребенка от сексуального насилия? (советы родителям)

15.02.2023
  • Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
  • Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
  • Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  • Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
  • Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  • В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
  • НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  • ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
  • НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  • Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
  • Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

 

Что должны знать дети, чтобы защитить себя

            Ребенок может  избежать  беды,  если будет знать, что именно ему делать,  когда  он  окажется в опасной ситуации. Твердо сказать "нет", рассказать  тому,  кто  в  состоянии  реально  помочь, -  эти навыки, жизненно  важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности.

            Если  дети  хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит  только им, то они не позволяют прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже маленькие дети  должны  знать  правильные  названия частей тела, включая половые органы.

            Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те  слова,  которые  они  понимают.  Ванная комната может быть самым подходящим  местом  для  обучения  личной  безопасности.  При мытье ребенка-дошкольника  следует  дать  ему  мыло, чтобы он сам вымыл свои половые  органы.  Необходимо объяснить, что  эта часть тела является интимной,  что  никто,  кроме  врача  в случае необходимости, не может прикасаться  к  ней  без  его  согласия  и сам ребенок тоже не должен трогать интимные части тела других людей.

            Необходимо научить ребенка:

     - доверять  своим  чувствам,  интуиции.  Таким образом он сможет распознать возможную опасность и избежать ее;

     - уметь различать хорошие, плохие и смущающие прикосновения.

     При этом следует объяснить, что:

     - хорошие  прикосновения  всегда  приятны,  как объятия тех, кого ребенок любит, или как дружеские рукопожатия;

     - плохие  прикосновения  причиняют  вред  и  оставляют неприятные воспоминания,  от  которых  хочется  избавиться и которые могут ранить душу;

     - смущающие  прикосновения  приводят  в смущение, нарушают покой, вызывают  непривычное  волнение. Ими могут быть прикосновения, которые начинаются  как  хорошие,  а  потом причиняют боль. Например, щекотка, продолжающаяся  слишком  долго.  Или  же  это  могут  быть  приятные прикосновения,  но  тех  людей,  которых  ребенок  знает  недостаточно хорошо,  или  "тайные"  прикосновения,  когда  кто-то трогает интимные части тела.

     Если  какие-то  прикосновения  причиняют  боль  или  смущают его, ребенок должен:

     - громко сказать "нет", глядя прямо в глаза тому, кто это делает;

     - убежать;

     - рассказать обо всем взрослому, которому доверяет.

            Ребенку  необходимо  разъяснить,  что,  хотя  воспитанные  дети и должны  уважать  взрослых,  не  следует  подчиняться каждому взрослому только  из-за  того,  что  тот  старше  и вправе требовать послушания. Иногда  это  может  быть  опасно  и  привести   к  беде.  Личная неприкосновенность  является  правом  каждого  человека. Нужно научить ребенка  твердо  говорить  "нет" в случае любого посягательства на его неприкосновенность  так  же,  как  его  учат закрывать дверь, когда он моется в ванной.

            Родители  должны  поддерживать  со  своими  детьми  доверительные отношения.

             Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, когда ребенок  может  свободно  обсуждать со взрослыми любые проблемы. Важно поддержать  право  ребенка  на  отказ обнять или поцеловать взрослого, если  он  этого  не  хочет: эти ласки даже со стороны родственника или близкого  знакомого  семьи могут быть неприятны ребенку. Альтернативой им может стать доброжелательный разговор или рукопожатие как  выражение теплых чувств.

             От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать  детей,  когда  они  рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях;  задавать  ребенку  вопросы  о  его  переживаниях,  страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями – это одно из наиболее важных условий, которые помогают избежать беды.

             Нужно  быть  в  курсе  взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми,   а  секретность,  окружающая  взаимоотношения  малыша  или подростка с другими людьми, должна насторожить.

Взаимоотношения с посторонними

 

            Ребенок  может  попадать  в  опасные  ситуации  при  контактах  с посторонними.  В  каждой  семье  должны  быть  установлены  правила безопасности,  которые помогут детям избежать беды, когда они остаются дома одни или же находятся вне его:

     - входная дверь должна быть захлопнута и закрыта на замок. Нельзя открывать  дверь  посторонним, даже если это почтальон, милиционер или водопроводчик;

     - самым  безопасным  ответом  ребенка  по телефону, когда он дома один,  может  быть  фраза,  что мама и папа заняты, вместо того, чтобы говорить звонящему, что родителей  нет дома;

     - несовершеннолетний  должен знать, кому из друзей или соседей он может  позвонить в отсутствие родителей и взрослых, если он испугается или окажется в критической ситуации;

     - рядом с телефонным аппаратом следует поместить номера телефонов экстренных служб;

     - нужно  научить  ребенка пользоваться телефоном-автоматом, знать номер домашнего телефона и почтовый адрес;

     - если  ребенок  регулярно  ходит  в  определенные  места (школа, магазин,  спортивная  секция  и т.п.), необходимо вместе с ним выбрать наиболее безопасный маршрут;

     - выручает и использование в семье пароля безопасности. При этом важно выбрать легко запоминающееся слово, которое несовершеннолетний будет использовать в качестве сигнала, что он оказался в опасности и нуждается в помощи и пр.

свернуть

Все проявления, нарушающие ваши права — это насилие

31.01.2023

 

0зч10зч2зч0зч   В настоящее время во всем мире остро стоит вопрос о  жестоком обращении  родителей и иных взрослых с детьми, их вербальная агрессия, сексуальное, эмоциональное или физическое насилие над несовершеннолетними.

   Защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный характер.

   Иногда дети оплачивают собственными страданиями и даже жизнями родительскую потребность в самоутверждении, стремление взрослых устроить личную жизнь, становятся заложниками пьяных отцов и постоянно раздраженных матерей.

   Зачастую распространению насилия над детьми  способствуют два обстоятельства. Во-первых, родители, прибегающие к методам так называемой “репрессивной педагогики”, не всегда знают о пагубных последствиях жестокого отношения к детям. Во-вторых, своевременному установлению факта насилия препятствуют стремление взрослых "не выносить сор из избы".

   Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятию "жестокое обращение" и оговаривает необходимость принятия следующих мер:

 -обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка;

 -защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;

 -организацию борьбы с болезнями и недоеданием;

 -признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;

 -защиту ребенка от сексуального посягательства и других форм жестокого обращения;

 -оказание помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

   Права определяются Конвенцией ООН о правах ребенка (по Конвенции ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет). Согласно этому международному документу, ребенок имеет право: на жизнь; уровень жизни, необходимый для полноценного развития; свободное выражение своих взглядов и мнения; свободу мысли, совести и религии; всестороннее участие в культурной жизни; защиту от экономической эксплуатации; образование; доступ к надлежащей информации; обращение в органы правосудия; защиту от сексуальной эксплуатации, злоупотреблений и небрежного обращения.

   За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права.

   Жертвой жестокого обращения в детской среде может стать любой ребенок. Однако наиболее уязвимы дети, отличающиеся от ровесников внешними особенностями, как физическими, так и психическими. В «группу риска» попадают дети с физическими недостатками, другой национальности, необычным поведением и т.д. Жестокое обращение деформирует психику ребенка и может быть причиной патологических нарушений. У детей, пострадавших из-за жестокого обращения, могут возникнуть социально-опасные формы поведения: насильственного, суицидального и зависимого характера

Виды насилия:

Физическое насилие - жестокость и другие целенаправленные антигуманные действия, причиняющие боль ребенку и препятствующие его развитию (причинение физической боли: побои, укусы, прижигания, преднамеренное удушение или утопление ребенка, а также ситуации, когда ребенку дают яды и неадекватные лекарства).

Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

             К нему относится также вовлечение ребенка в  употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

            Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.0зч10зч2зч0зч

            Чаще всего это происходит в семьях, где:

     - убеждены, что физическое наказание является методом воспитания детей;

     - родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

     - родители (или один из них) имеют психические заболевания;

     - нарушен   эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

     - родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

     - родители   предъявляют   чрезмерные   требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития;

     - дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических    или   психических   заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.

Распознание факта физического насилия над ребенком

Характер повреждений:

- синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

- ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

- повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

- выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

- участки облысения, кровоподтеки на голове;

- повреждения внутренних органов;

- "синдром сотрясения" у грудных детей.

На не случайный характер травм указывает:

- множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

- наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);

- появление травм после выходных и праздничных дней.

Особенности поведения:

     Возраст   до   3  лет:  боязнь  родителей  или  взрослых;  редкие проявления  радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; плохо   развитые   навыки   общения;   крайности   в  поведении  -  от агрессивности до полной безучастности.

     Возраст  от  3  до  7  лет:  заискивающее  поведение,  чрезмерная уступчивость;  пассивная  реакция  на боль; негативизм, агрессивность; жестокость  по  отношению  к животным; лживость, воровство; отставание в речевом  развитии.

     Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм;  боязнь идти домой после школы; одиночество, отсутствие друзей; плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться; агрессивность.

     Подростковый  возраст:  побеги  из  дома;  употребление алкоголя, наркотиков;  попытки  самоубийства;  криминальное или антиобщественное поведение.

     Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются:

- противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

- обвинение в травмах самого ребенка;

- позднее обращение или необращение за медицинской помощью;

- отсутствие эмоциональной поддержки  и  ласки  в  обращении  с ребенком;

- неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу

- большее внимание  собственным  проблемам,  нежели  имеющимся у ребенка повреждениям.

Сексуальное насилие - использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для вовлечения ребенка в сексуальную деятельность. Использование детей для изготовления порнографической продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Вовлечение детей в занятие проституцией.

0зч10зч2зч0зчСексуальное насилие или развращение есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.

            К данному виду насилия относятся:

    - половой  акт  с  ребенком;

    - мануальный,  оральный,  генитальный  или  любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка;

    - введение предметов в половые органы ребенка;

    - сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;

    - демонстрация эротических  или  порнографических  материалов  с целью сексуальной стимуляции ребенка;

     - совершение полового акта в присутствии ребенка;

    -  демонстрация обнаженных гениталий,  груди  или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);

    - подглядывание за  ребенком  во  время  совершения  им интимных процедур (вуайеризм), а также принуждение ребенка к раздеванию.

            Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

 - не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;

 - может не  осознавать  значение  сексуальных  действий  в  силу функциональной незрелости;

 - не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.

            Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:

- патриархально-авторитарный уклад;

- плохие   взаимоотношения   ребенка с родителями, особенно с матерью;

- конфликтные отношения между родителями;

- мать ребенка чрезмерно занята на работе;

- ребенок долгое время жил без родного отца;

- вместо родного отца - отчим или сожитель матери;

- мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;

- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

- родители (или один из них) имеют психические заболевания;

- мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

Распознание сексуального насилия над ребенком

Особенности психического состояния и поведения ребенка

     Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста);т несвойственные возрасту  знания  о  сексуальном  поведении,  а  также сексуальные  игры  с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация.

     Дети    младшего   возраста: резкое ухудшение успеваемости; невозможность   сосредоточиться;  несвойственные  возрасту  знания  в половых  вопросах,  сексуально окрашенное поведение; гнев, агрессивное поведение;  ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками; деструктивное поведение; мастурбация.

     Подростки: депрессия; низкая самооценка; агрессивное, антисоциальное поведение;   затруднения  с  половой  идентификацией; сексуализированное  поведение;  угрозы  или  попытки  самоубийства; употребление  алкоголя, наркотиков; проституция, беспорядочные половые связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.

     Как показывает практика, в 80% случаев сексуальное насилие над ребенком совершается его родственником или знакомым.

     Данная форма насилия из всех его видов заслуживает  в  дополнение  к вышесказанному   более   глубокого   рассмотрения,  для   принятия   в повседневной  практике  мер  профилактики, выработки настороженности и тактики   соответствующего   поведения   у   родителей,   а  также самих  детей.

Действия  родителей  по  предотвращению  сексуального  насилия по отношению к ребенку.

            Сексуальное насилие является преступлением и встречается во всех слоях общества,  причем  значительно  чаще,  чем  принято  считать.

            Вовлечение ребенка в  сексуальные  действия, как правило, происходит постепенно,  а  не  является однократным случайным эпизодом. Оно может тянуться годами. Причем насильник всегда значительно старше, сильнее, и жертва находится в зависимости от него.

          Обеспечение безопасности ребенка во многом связано с предостережением  его от необдуманных контактов с посторонними людьми, но   этого  все-таки  может  оказаться  недостаточно,  чтобы  избежать сексуального  насилия:  в 85% случаев сексуальное насилие совершает не посторонний,  а  человек,  которого  ребенок  знает,  зависит от него, доверяет  ему  или  даже  любит.

            Многие жертвы  не рассказывают о перенесенном насилии, пока не станут взрослыми,  а  некоторые  из  них  не  рассказывают никогда.

Рассказать кому-либо о сексуальном насилии трудно для жертвы по многим причинам:

- угрозы со стороны насильника;

- насильник хорошо  знаком  ребенку  или  его  родственникам,  и ребенок может жалеть его;

- жертва может считать себя виновной  в насилии;

- ребенок любит насильника или нуждается в нем;

- пострадавший   может  быть  заинтересован  в  особом  внимании, которое ему уделяет насильник;

- ребенок не понимает, что то, что с ним делают - плохо;

- несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят.

  Дети должны знать о сексуальном насилии. Все  дети  по  характеру  доверчивы  и  открыты.  Их  учат  быть послушными  и  не  задавать  вопросы старшим. Дети зависят от взрослых физически  и  эмоционально,  поэтому  им  приятно  внимание  любого взрослого.  Эти  обстоятельства  делают  их  легкой  добычей  взрослых насильников,  которым  зачастую  не  приходится  прибегать  к  прямому насилию,  чтобы  добиться  своей  цели:  подарков,  хитрости,  угроз, авторитета и зависимости ребенка оказывается достаточным.

   Эмоциональное (психическое) насилие - ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе. К нему предъявляют чрезмерные требования, не соответствующие его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить. Ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка.0зч10зч2зч0зч

   Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое  психическое  воздействие на ребенка или его отвержение со стороны  родителей  и  других  взрослых,  вследствие  чего  у  ребенка нарушаются  эмоциональное  развитие,  поведение   и  способность  к социализации.

            Все формы  насилия  в  той  или  иной  степени  сопряжены  с эмоциональным насилием.

            К этой форме жестокого обращения с детьми относятся:

     - угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической  силы;  оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;

     - лишение ребенка необходимой стимуляции,  игнорирование  его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к  ребенку  чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

     - однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

     - преднамеренная  изоляция  ребенка,  лишение  его  социальных контактов;

     - вовлечение ребенка  или  поощрение  к  антисоциальному  или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.)

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному(психологическому) насилию:

     - задержка психического развития;

     - невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

     - низкая самооценка;

     - эмоциональные нарушения  в  виде  агрессии,  гнева  (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

     - избыточная потребность во внимании;

     - депрессия, попытки суицида;

     - неумение общаться  со  сверстниками  (заискивающее  поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

     - ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное) поведение;

     - нервно-психические  и  психосоматические  заболевания: неврозы, энурез,  тики,  расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

Возрастная специфика:

     Для детей  раннего  возраста  более характерны расстройства сна, аппетита,  беспокойство  или  апатичность,  неумение  играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.

     Для младших  школьников  -  проблемы  с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.

     У детей в препубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное и/или  делинквентное (криминальное) поведение, хроническая неуспеваемость.

     В   пубертатном   периоде -  депрессия, растет агрессивность, саморазрушающее  поведение,  низкая  самооценка,  психосоматические заболевания.

Группы риска детей по эмоциональному насилию:

     - дети от  нежеланной  беременности,  похожие  на  нелюбимых родственников жены или мужа;

     - дети раннего возраста;

     - дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

     - дети  из  семей  с  деспотичным,  авторитарным,  контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;

     - дети  из  семей,  где  внутрисемейное  насилие  является стилем жизни;

     - дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

     - дети, в семье которых много социально-экономических  и психологических проблем.

            Особенности поведения  взрослых,  совершающих  эмоциональное насилие:

     - не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

     - публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

     - сравнивают с другими  детьми  не  в  его  пользу,  постоянно сверхкритично относятся к нему;

     - обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.

    Пренебрежительное отношение - не удовлетворяются жизненные потребности ребенка в жилье, пище, одежде, лечении. А также оставление детей без присмотра.

   Пренебрежение  основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это  отсутствие  со  стороны  родителей  или  лиц,  их  заменяющих, элементарной  заботы  о  нем,  а  также  недобросовестное  выполнение обязанностей  по  воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

            Причинами  неудовлетворения  основных  потребностей ребенка могут служить:

     - отсутствие  соответствующего  возрасту  и  потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

     - отсутствие заботы и присмотра за ребенком;

     - отсутствие внимания и любви к ребенку и др.

   Чаще  всего  пренебрегают  основными  нуждами  детей родители или лица,  их  заменяющие:  алкоголики,  наркоманы;  лица  с  психическими расстройствами;  юные  родители,  не  имеющие  опыта  и  навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические  заболевания,  инвалидность,  умственную  отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.

   Последствия моральной жестокости у детей

     Внешние проявления:

     - утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

     - у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

     - одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

     - нечистоплотность, несвежий запах.

     Физические признаки:

     - отставание в весе и росте от сверстников;

     - педикулез, чесотка;

     - частые  "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;

     - запущенный кариес;

     - отсутствие надлежащих прививок;

     - задержка речевого и психического развития.

     Особенности поведения:

     - постоянный  голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;

     - неумение играть;

     - постоянный поиск внимания/участия;

     - частые пропуски школьных занятий;

     - крайности  поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет  себя  в  "псевдовзрослой"  манере;  агрессивен  или  замкнут, апатичен;  гиперактивен  или  подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

     - склонность к поджогам, жестокость к животным;

     - мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.

свернуть

25 ненасильственных вариантов воспитания

12.01.2023

 «Воспитание» и «воспитанник» — родственные слова. В основе лежит передача опыта учителя ученику.

   Нравится нам это или нет, но мы, родители, являемся главными учителями для наших детей. Расширение нашего репертуара методов воспитания позволяет нам адаптировать имеющиеся в нашем распоряжении методы сообразно возрасту, темпераменту, опыту обучения нашего ребенка и нашим собственным ценностям. Возможно, некоторые из этих вариантов пригодятся для применения на практике в вашей семье.

  1. Игнорируйте проблемное поведение, если оно не опасноЕсли обращать внимание, то это просто подкрепляет такое поведение, так что оно может повториться в будущем.
  2. Переключите внимание ребенка на другое занятие.
  3. Реорганизуйте среду таким образом, чтобы убрать или минимизировать соблазны к плохому поведению. Это обычно называют подготовкой пространства к присутствию ребенка и это особенно подходит для детей младшего возраста.
  4. Обратите внимание на позитив. Старайтесь акцентировать внимание на конструктивном поведении, игнорируя проблемное поведение.
  5. Пересмотрите свои ожидания. Может быть, поведение ребенка вообще нормально для этого возраста? Иногда поведение, которое расстраивает родителей - например, плаксивость или желание «делать всё самостоятельно» - является нормальной частью процесса обучения на определенной стадии развития.0зч10зч2зч0зч
  6. Используйте метод тайм-аута — прекращение текущей деятельности на некоторое время. Спокойно поместите неуправляемого ребенка в скучное, но безопасное место. Кратко расскажите ребенку, почему оскорбительное поведение неприемлемо и что теперь ему нужно посидеть и подумать, ничего не делая, пока вы не разрешите ему вернуться к тому, чем он занимался. Общепринятым руководством к расчету времени тайм-аута является одна минута на каждый год возраста ребенка. Если ребенок повышает голос, огрызается или устраивает истерику, это автоматически приводит к перезапуску таймера. По окончании тайм-аута, не возвращайтесь больше к этому вопросу — не надо корить, отчитывать или обвинять. Ребенок неизбежно будет испытывать ваше терпение. Важно оставаться твердым и спокойным.
  7. Изучите свое собственное поведение. Возможно, ребенок реагирует на ваши собственные нечеткие ожидания, непонятные ему слова, угрожающее отношение или непоследовательность? Если это так, то изменение поведения родителя, вероятно, является самым быстрым путем к изменению поведения ребенка.
  8. Меньше значит больше. Когда дети ведут себя плохо, для родителей или других взрослых велик соблазн реагировать аналогичным образом — гневными словами и невербальными признаками физического напряжения. К сожалению, это часто усугубляет ситуацию. Вместо этого найдите способ успокоиться, смотрите в глаза ребенку, говорите тише. Спокойствие заразительно!
  9. 0зч10зч2зч0зчПрикосновение. Есть много видов прикосновений, которые могут вернуть детей к нормальному поведению – мягко положить руку на плечо, погладить волосы, провести ладонью по спине. В нашем все более изолированном бесконтактном обществе нежное прикосновение обладает огромной силой, о чем люди все меньше догадываются.
  10. Проговорите недопустимое поведение. Хотя это кажется очевидным, иногда родители просто предполагают, что ребенок сам знает, что именно он сделал неправильно, или что достаточно будет общих слов, вроде «веди себя прилично». Не предполагайте, лучше просто укажите, что не так и почему. Например, можно сказать «Нельзя колоть младшего брата острыми предметами. Ему больно».
  11. Изучите обстановку и среду на предмет недопустимых моделей поведения, которым может подражать ребенок. Может быть, он слышал такого рода нецензурную лексику от папы, из телевизора или от друга? Мама тоже ходит насупившись или хлопает дверью, когда злится? Дети до обидного точно имитируют наше самое недостойное поведение. Возможно, чтобы изменился ребенок, нужно измениться тому, кому он подражает.
  12. Позволяйте наступать логичным последствиям. Если кто-то забыл сделать домашнее задание, то логичным последствием будет плохая оценка в школе. Если кто-то потратил все карманные деньги сразу, то у него не будет их, чтобы купить то, что будет хотеться через день. Не ограждайте ребенка от последствий. Пусть учится на них, но без ваших нравоучений в духе «А я говорил!».
  13. Поощряйте позитивное поведение с помощью материального стимула, такого как наклейка или любимое лакомство. Мы, взрослые, тоже работаем за стимул (деньги), чем же дети хуже?
  14. Предложите выбор, но только так, чтобы предлагаемые альтернативы были приемлемы для вас. «Ты можешь сделать задание сейчас или после обеда. Как тебе больше нравится?». Причем, не делать задание — не вариант.
  15. Предложите ребенку помочь вам разобраться с негативным поведением. Иногда дети, особенно старшего возраста, могут давать неожиданно мудрые советы. Объясните проблему и скажите, например, «Ты вот уже две или три недели тянешь до последнего с тем, чтобы садиться делать домашние задания, а потом, когда пора спать, говоришь, что тебе еще «домашку» делать. А теперь ты жалуешься, что не высыпаешься. Что можно сделать с тем, что ты никак не можешь сделать «домашку» вовремя?»
  16. Проведите семейный совет, если проблема затрагивает других членов семьи. Проведите мозговой штурм в поисках решения, при участии ребенка, конечно, и выберите подход, который звучит здраво.
  17. Не разрешайте ребенку делать что-то вследствие его поведения. Попробуйте выбрать что-то, что важно для ребенка и что как-то логически связано с проблемным поведением. «Если не закончишь домашнюю работу до 10 вечера, то следующим вечером никакого телевизора, потому что ты не умеешь разумно распоряжаться своим временем».
  18. Скажите ребенку то, что вы видите, думаете, чувствуете и хотите, говоря о себе. «Когда я вижу, что ты так обращаешься со своим инструментом, я начинаю злиться и беспокоиться о том, что ты можешь его сломать. Я думаю, что ты достаточно взрослый, придумать более конструктивный способ выразить свое разочарование. Может, есть идеи?»
  19. Используйте мягкий юмор, не высмеивание, чтобы представить ситуацию в новом ракурсе для ребенка и для себя. Своевременная шутка может превратить ребенка из разъяренной фурии в хохочущего карапуза быстрее, чем десять минут непрерывных увещеваний.
  20. Разработайте невербальную систему предупреждения о повторяющихся вредных привычках, которых ребенок может даже не замечать. Например, когда мама дергает мочку уха, это может означать: «Так! Ты снова грызешь ногти». Почесывание головы двумя скрещенными пальцами может означать: «А ты знаешь, что снова жуешь с открытым ртом?» Дети, которые ненавидят нотации, часто принимают невербальные указания в качестве замены.
  21. Ведите подсчет случаев проблемного поведения и позвольте ребенку установить цель, насколько он может сократить частоту таких проявлений за одну неделю. Придумайте вместе награду, например, особое совместное мероприятие, когда цель будет достигнута.
  22. Помогите ребенку заменить неприемлемое поведение на приемлемое. Эта стратегия основана на том принципе, что неразумно лишать ребенка какого-то поведения, не предоставляя замену.
  23. Постарайтесь установить какие-то физические ассоциации с эмоциональными состояниями и определенным поведением. Например, детей дошкольного возраста можно научить тому, что определенная музыка означает, что пора угомониться и успокоиться. Колыбельная и обычный вечерний ритуал означают, что пора готовится ко сну. Звук колокольчика может означать время определенных занятий.
  24. Всей семьей составьте список правил и последствий. Он не должен быть слишком длинным, и обязательно пересматривайте его по мере взросления детей. Совместное составление списка правил и последствий помогает детям почувствовать сопричастность, а родители таким образом уверены, что дети действительно знают правила и последствия, поскольку они помогали их формулировать.
  25. Ищите причины и разбирайтесь с ними. Например, если ребенок закатывает истерику, когда нужно идти чем-то заниматься, обратите внимание на контекст. Может быть, он играл и не закончил? Если это так, истерику можно предотвратить, в следующий раз предупредив ребенка за пять минут.

   Как «главные учителя» наших детей, мы должны учить их последовательно, мудро и с любовью, используя весь наш воспитательный репертуар.

 
свернуть

"Воспитание без насилия" ( консультация для родителей)

24.12.2022

 Уважаемые родители! Мы хотим дать вам общее представление о том, как можно воспитывать детей, устанавливая для них определенные рамки поведения, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям. Из ряда трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений

    Физические наказания – явление, распространенное во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят издеваться над детьми, мучить их или причинять им телесные повреждения. Нет. Они намерены «серьезно» наказать ребенка. Здесь уместно заметить, что словесные оскорбления, грубые слова, постоянные придирки, насмешки способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.  

В оправдание телесных наказаний родители обычно приводят самые разные аргументы.

  1. «Пусть ребенок знает, что с ним не шутки шутят – дело вполне серьезное» (но как раз серьезный подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).
  2. «В детстве меня тоже били, и это мне не повредило» (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали; припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребенка, которого бьют).
  3. «Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребенка» (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).

   Практика показывает, что телесные наказания не всегда вызваны поведением ребенка, часто они являются следствием состояния родителей. Взрослые нередко угнетены житейскими обстоятельствами, чувством одиночество, отсутствием помощников в нелегком деле воспитания детей, тяжестью ответственности. Иногда они озабочены проблемой заработка, состоянием здоровья, отношениями с другими людьми – и эти проблемы проявляются во вспышках гнева по отношению в детям. В такой ситуации удары не наказание, не воспитательная мера, а следствие истерики, долго копившегося напряжения. 

   Результаты телесных наказаний. Проведенные специалистами исследования показывают, что телесные наказания причиняют вред ребенку и практически не приносят никакой пользы. Подобная мера воздействия действует только в течение короткого времени – оно, возможно, и разряжает обстановку, но не улучшает поведение ребенка вообще. Чаще всего оно приводит к противоположным результатам: ребенок чувствует себя униженным и, “отбыв” наказание, возвращается к прежнему поведению. Систематические физические наказания вырабатывают у ребенка своего рода “иммунитет”, и побои перестают приводить его “в норму”. И самое страшное, что ребенок видит в битье способ излить накопившийся гнев и разрешить проблему. Он учится прибегать к драке в минуту гнева. Родители не учат его самообладанию, умению справляться с отрицательными эмоциями другим способом, и ребенок привыкает к тому, что можно снять напряжение, подняв на кого-то руку. Он уже считает возможным применять силу над более слабым.0зч10зч2зч0зч

Реакция на телесные наказания бывает у ребенка самой разной:

  • маленький ребенок, если его ударили, начинает плакать еще громче,
  • ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным,
  • ребенок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и окружающим. Его дальнейшее поведение может быть продиктовано жаждой мести и компенсации. Его непрерывно мучает страх, что губительно сказывается на его развитии.

  Для душевного равновесия и правильного поведения ребенку необходимы четкие рамки и ясные правила. Он учится определять эти границы, принимая требования родителей и подражая их действиям. Ребенок, который ведет себя одинаково как в присутствии родителей, так и в их отсутствие - самостоятельный, владеющий собой человек с развитым чувством ответственности. Но добиться этого не всегда просто.

   Устанавливая для ребенка границы и правила поведения, вы отнюдь не превращаетесь в его глазах в суровых и черствых родителей – если, конечно вы делаете это достаточно гибко и справедливо.

   И даже если дети порой будут возмущаться и противиться вашим требованиям, они примут и оценят по достоинству проявленную вами последовательность.

   Дети подражают вашему поведению и учатся ответственности за свои поступки.

   Подбирайте наказание в соответствии с поведением ребенка.

   Порой родителям кажется, что неправильный поступок ребенка требует определенной реакции с их стороны, раз уж предварительные предупреждения оказались неэффективными. Родители считают, что наказание за дурной поступок может научить ребенка чему-то хорошему и изменить его поведение к лучшему.

   Иногда это действительно так. Но только при одном условии – если ваша реакция связана по смыслу с проступком и имеет воспитательное значение.

   Наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Это – основной принцип, которым вы должны руководствоваться, применяя наказание. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием проступка, если вы действительно хотите научить ребенка, как следует себя вести.

   Чтобы найти наказание, логически соответствующее поступку ребенка, необходимо задать себе вопрос: “Что произойдет, если я не буду вмешиваться в ход событий? Как надо действовать, чтобы ребенок понял, какого поведения от него ждут?”

   Прежде всего ребенку надо объяснить отрицательную сторону им содеянного. И объяснить так, чтобы, несмотря на возраст, он это понял и сделал верные выводы. Существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях чувство ответственности и послушание, научить их управлять своими поступками, не прибегая при этом к телесным наказаниям.

  • хвалите детей за хорошее поведение подобно тому, как вы указываете на их ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в их сознании представление о правильном действии;
  • старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно;
  • помните, что достаточно часто прибегая к поощрению, вы способствуете развитию у ребенка уверенности в себе;
  • старайтесь научить ребенка осознать и исправить неправильный поступок;
  • полезно высказать свое отношение к неподобающему поведению ребенка ясно и недвусмысленно;
  • разговаривайте с детьми в тоне уважения и сотрудничества;
  • вовлекайте ребенка в процесс принятия решения;
  • старайтесь избегать пустых угроз;
  • помните, что вы являетесь для ребенка образцом правильного поведения;
  • желательно, чтобы дети имели возможность выразить свое недовольство или даже возмущение, когда они должны подчиниться правилам, которые им не по вкусу;
  • воздерживайтесь от шлепков, криков, угроз и оскорблений – они могут только усилить в ваших детях неприязнь, ненависть и чувство протеста;
  • старайтесь не выражать предпочтение одному из детей;
  • нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать;
  • воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубости в стиле “гадкий, злой, бестолковый” и т.п.; оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил;
  • используйте любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.

   Как же быть, если вы чувствуете, что вам хочется стукнуть ребенка или накричать на него?

   В жизни родителей бывают периоды, когда они ощущают бессилие, находятся в состоянии кризиса или эмоционального напряжения. В такие моменты их гнев на детей нередко выражается в крике или наказаниях. Конечно, ничего хорошего в этом нет, но нет также и основания для вывода, что они не могут быть хорошими родителями. Если они отдают себе отчет в совершаемых действиях, у них есть шанс изменить свое поведение.

   Многим родителям хорошо знакомо чувство одиночества, потребность в поддержке близких людей. Мы советуем обсуждать беспокоящие вас вопросы с другими членами семьи, с родственниками, чтобы разрешить их вместе.

   Нередко родителям бывает стыдно за свои слова и действия в минуты гнева и отчаяния.

  Помните, что существует множество способов снятия напряжения и разрядки!

- Отвлекитесь на короткое время, пойдите в другую комнату, может быть, даже выйдите из дома (по возможности). Объясните ребенку свои действия, расскажите о своих чувствах, когда вернетесь домой.

-Если позволяют обстоятельства, заставьте себя отключиться и попробуйте расслабиться, займитесь каким-либо физическим трудом, примите душ (ванну), вымойте посуду или, наконец, подержите руки под краном с водой, умойте лицо.

   Только в спокойном состоянии вы сумеете выяснить для себя, чего вы хотите и чего требуете от ребенка, и поступить по справедливости. В состоянии же гнева и напряжения вы способны вести себя агрессивно, можете обидеть ребенка и позволить себе высказывания, которые только усилят у него чувство протеста и непослушание, ухудшат его поведение, и вы еще больше отдалитесь друг от друга.

   Поскольку вы знаете своего ребенка и предвидите, в связи с чем могут возникнуть конфликтные ситуации, пытайтесь избегать их, а спокойные минуты старайтесь не использовать для бесед с ребенком на “острую” тему и для развития у него конструктивного отношения к проблеме.

   Любое проявление жестокости кладет конец вашему диалогу с ребенком и нарушает взаимоотношения между родителями и детьми. В добавление к этому, ребенок учится таким же образом относиться к другим людям.

   Если вы считаете, что обидели ребенка, вы должны искренне извиниться перед ним. Это научит вашего ребенка поступать так же в случае, если он кого-нибудь обидит (в частности, и вас).

   Стоит ли просить о помощи и в каких случаях?

   Если вы почувствуете, что нуждаетесь в консультации и поддержке, это не свидетельствует о вашей слабости.

   Если вы чувствуете, что больше не можете мириться с создавшимся положением, - это не говорит о том, что вы плохие родители.

   Никто не готовит человека к выполнению родительских обязанностей, и если вы испытываете описанные ниже ощущения, то консультации со специалистами помогут вам в решении семейных проблем.

   Итак, если:

  • ваши действия постоянно вызывают у детей обиду и протест;
  • вы агрессивны физически и словесно, когда сердитесь на детей;
  • вас удручает, что дети вас не слушаются;
  • действия детей слишком редко отвечают вашим ожиданиям;
  • вы чувствуете, что не способны разговаривать с собственными детьми;
  • вы чувствуете, что явно предпочитаете одного из детей остальным;
  • не стесняйтесь обращаться за помощью. Это нелегко, но пусть вас ободряет тот факт, что многие родители, все-таки сделавшие это, нашли понимание и получили реальную помощь.

   Конечно, воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельских чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы. Но это – маленькие человеческие существа, и поэтому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

   Родителями быть нелегко, но плохо, если нелегко от этого нашим детям!

свернуть

Пять мифов о насилии в семье

16.11.2022

  В сознании людей понятия ”агрессия“”домашнее насилие“”дисциплинирование“”наказание“ часто смешиваются. Это приводит к неправильному пониманию явления насилия в семье. Именно поэтому важно знать, что считается насилием в семье и какие мифы существуют относительного этого явления.

   Насилие в семье – умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.0зч10зч2зч0зч

   Поскольку насилие достаточно многогранное и распространенное явление, вокруг него возникает большое количество мифов, которые в свою очередь оказывают сильное влияние на способы реагирования окружающих и самих жертв на факт насилия. Подробнее остановимся на некоторых мифах.

Миф 1. Домашнее насилие – не преступление, а личное дело семьи, в которое не нужно вмешиваться.

   Такое мнение приводит к пассивности окружающих в оказании помощи жертве, а также формированию у нее ощущения безвыходности и одиночества.

   Мнение, что домашнее насилие является нормой, распространено среди людей, которые в своей семье, начиная с детства, наблюдали или наблюдают факты домашнего насилия.

   Однако важно понимать, что насилие, независимо от того, применяется оно к члену семьи или постороннему человеку, влечет за собой административную или уголовную ответственность, а значит не может являться нормой поведения.

Миф 2. Человек может быть хорошим родителем несмотря на то, что применяет насилие по отношению к своему супругу.

   Постоянно наблюдаемое ребенком насилие в будущем может определить его стратегию взаимодействия в семье и привести к своеобразной эстафете насилия, которая передается из поколения в поколение.

   Насилие в семье лишает ее членов чувства безопасности, защищенности, подрывает авторитет обоих родителей в глазах ребенка, может привести к страху потери одного из родителей.

   Важно помнить, что супруги, применяющие насилие по отношению друг к другу, рано или поздно могут начать использовать насилие в отношении детей.

0зч10зч2зч0зчМиф 3. Бороться с домашним насилием бесполезно.

   На самом деле, как показывает опыт, простое информирование зачастую является мощным и эффективным инструментом.

   Важно понимать, что люди, применяющие насилие или ставшие жертвами насилия, могут считать его проявлением заботы или даже любви. Именно поэтому простое информирование о распространенных способах и формах насилия, может привести жертву к активизации сопротивления и успешному разрешению проблемы, а агрессора – к прекращению применения насилия.

Миф 4. Угрызения совести – знак того, что человек изменился.

   Домашнее насилие, согласно теории американского психотерапевта Ленор Уолкер, носит циклический характер. И частью данного цикла является раскаяние, угрызение совести. В этот период приносятся извинения за содеянное либо перекладывается вина на жертву, у которой создается ощущение, что человек, применивший насилие, изменился. Однако важно помнить, что это может быть лишь временным затишьем перед новой бурей, а не гарантией стабильных перемен.

Миф 5. Домашнее насилие может возникнуть только в семьях с низким социальным уровнем.

   Низкий социальный уровень, злоупотребление алкоголем могут стать одним из условий для возникновения ситуации насилия в семье, однако не являются определяющими. Как показывает опыт, домашнее насилие может нередко встречаться в семьях социально успешных людей, с высоким уровнем интеллекта, которые зачастую прекрасно осознают последствия своих действий и получают от этого удовольствие.

   Мифы о насилии в семье приводят к тому, что люди выбирают неправильные способы реагирования, которые усугубляют ситуацию. Именно поэтому так важно сформировать у людей правильное представление о данном явлении.

   Помните, что насилие можно остановить, не оставив его без внимания!

свернуть

Памятка родителям о недопущении жестокого обращения и насилия в отношении детей в семье

20.10.2022

Прежде чем применить физическое наказание к ребенку,

ОСТАНОВИТЕСЬ!

Специалисты утверждают, что физические наказания:

1.Преподают ребенку урок насилия.

2.Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок - что он любим.

3.В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

4.Физические наказания учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.10px0px2px0px

5.Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только много позже.

6.Они разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Какой урок из этого выносит ребенок?

1.Ребенок не заслуживает уважения.

2.Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно научает ребенка желанию наказывать, в свою очередь других).

3.Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать (это опасно для иммунной системы).

4.Насилие - это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).

5.Отрицание чувств - нормальное здоровое явление

6.От взрослых нет защиты.

Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?

1.Насмешками над слабыми и беззащитными.

2.Драками.

3.Унижением девочек, символизирующих мать.

4.Плохим отношением к воспитателю.

5.Выбором видео и игр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева

СТРАТЕГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

1.ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.

 2.СТАНЬТЕ ЧАСТЫМ ПОСЕТИТЕЛЕМ ДЕТСКОГО САДА. Если у Вашего ребенка возникли проблемы, вызывающие у него депрессию и приводящие к возникновению низкой самооценки, идите в детский сад - ВМЕШАЙТЕСЬ! Персонал детского сада существует для того, чтобы помогать детям развиваться и преуспевать.

3.ЕСЛИ ВЫ НЕ ЗАЩИТНИК СВОЕМУ РЕБЕНКУ, ТО КТО ЖЕ ВЫ? Последствия того, если ребенок чувствует себя неудачником, могут выражаться в насильственных действиях с его стороны: драках, уничтожении имущества, жестокости и даже самоуничтожении.

4.ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах - это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.

5.НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ". Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать " Я горжусь тобой!"

6.Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствует одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем - ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается употребляющими алкоголь или наркотики.

 

ГОРДИТЕСЬ СВОИМ РЕШЕНИЕМ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОМОЩЬЮ. ЭТО ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ, НО ОНО ОТРАЖАЕТ ВАШУ ЗРЕЛОСТЬ. ЭТО ПОМОЖЕТ ПРЕДУПРЕДИТЬ НАСИЛИЕ. ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА.

   Успешное формирование личности ребёнка, его полноценное развитие во многом зависят от различных факторов, но влияние семьи на человека любого возраста несравнимо по своему значению ни с чем больше. Влияние семьи проявляется в создании и поддержании определённых условий, которые способствуют оптимальному развитию ребёнка в современном обществе. Именно в семье происходят становление и развитие личности человека: закладываются необходимые умения и навыки, формируется характер, приобретается опыт общения с другими людьми.

Влияние родителей на развитие ребёнка огромно. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов. В целом современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и общей тенденцией на уровне социума пренебрежением родительскими обязанностями. Особенно тревожным моментом является частое проявление жестокости в семье, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребёнка, его благополучию.

свернуть

Службы доверия и поддержки

15.09.2022

ВЫ ПОПАЛИ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ?

МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ…

 

Горячая линия "Насилию - нет" - тел. 52-50-07, 53-02-02 или 102

Экстренная психологическая помощь по делефону "доверия" 50-13-97

(понедельник, вторник, среда, пятница - с 8.00 до 20.00; четверг - с 8.00 до 17.00)

 

НОВОПОЛОЦКИЙ ГОРОДСКОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

(ул. Молодёжная, д. 74)

Главный специалист отдела по образованию (по вопросам дошкольного образования) - Якубёнок Оксана Алексеевна - каб. 121, тел. 50-41-72

Главный специалист отдела по образованию (по вопросам охраны прав детства) - Садовская Екатерина Анатольевна - каб. 327, тел. 50-26-99

 

ГОРОДСКОЙ ОТДЕЛ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

(ул. Дзержинского, 2)

Начальник инспекции по делам несовершеннолетних – Бабуль Олег Рышардович - каб. 7, тел. 50-77-01

Участковые инспекторы - тел. 50-77-17

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

(ул. Парковая, д.20)

Телефон  "Доверие" - 8 (0214) 75-85-09 (консультативно-психологическая помощь осуществляется бесплатно и анонимно)

Если Вы оказались в кризисном, опасном для жизни и здоровья положении, Вы можете обратиться по тел. 52-50-07

В государственном учреждении «Новополоцкий территориальный центр социального обслуживания населения» на базе отделения социальной адаптации и реабилитации работает «КРИЗИСНАЯ» КОМНАТА. 

Цель создания «кризисной» комнаты – оказание помощи лицам, находящимся в кризисном, опасном для здоровья и жизни состоянии (испытавшим психофизическое насилие, ставшим жертвами торговли людьми, состоящим в конфликте с другими членами семьи).

В «кризисную» комнату могут быть помещены граждане следующих категорий:

 лица, находящиеся в опасном для здоровья и жизни состоянии, связанном с конфликтом с другими членами семьи, подвергшиеся семейному насилию (несовершеннолетние дети могут находиться только совместно с одним из родителей);

 лица, подвергшиеся психофизическому насилию;

 жертвы торговли людьми.

В «кризисную» комнату помещаются граждане по направлению управления по труду, занятости и социальной защите Новополоцкого городского исполнительного комитета, отдела образования Новополоцкого городского исполнительного комитета, учреждения здравоохранения, отделов социальной защиты и внутренних дел, а также обратившиеся по собственной инициативе.

Основанием для помещения в «кризисную» комнату является направление одним из вышеназванных органов и письменное заявление гражданина, зарегистрированное в установленном в центре порядке.

   Пребывание граждан в кризисной комнате основывается на принципах конфиденциальности.

  В случае необходимости руководство Новополоцкого ТЦСОН должно сообщить в органы внутренних дел, в учреждения здравоохранения о пребывании в «кризисной» комнате граждан, но с их согласия.

  Пребывание граждан в «кризисной» комнате, бытовые и прочие условия их жизнедеятельности основываются на принципах самообслуживания. Питание граждан осуществляется за счет собственных средств обслуживаемых граждан.

ГУО «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР г. НОВОПОЛОЦКА»

(ул. Калинина, 14)

Директор - Булах Геннадий Иванович - тел. 51-90-52

Детский социальный приют - тел. 51-92-81

 

ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЁЖИ "ДИАЛОГ"

(ул. Калинина, 5)

тел. 51-90-90

свернуть